Смысл вопроса садовод-любитель, скорее всего, истолкует так: речь идет о погоде и урожае или о том и другом вместе, тем более они между собой связаны. Немало придется потрудиться, чтобы урожай получить хороший. А вот погода…
Плодовые деревья повреждаются не только от морозов, но могут пострадать и в мягкую зиму, если вы их поздно и сильно обрезали, перекормили, не вовремя полили и т. д. А если еще зимой мороз наступит после оттепели, особенно в южных районах, у растений поражаются штамбы, основания скелетных ветвей. Сейчас, в конце зимы — начале весны, плодовые почки от суточных колебаний температуры нередко погибают (особенно у вишни, сливы и других косточковых).
Что же делать, если ваш сад пострадал?
Вот что нам написал москвич Ф. М. Серегин, вспоминая, как во время сильных морозов у него в саду померзли все сорок пять яблонь, но штамбы под снегом сохранились, и весной выше места прививки на них пробудились спящие почки. На расстоянии 8 —10 см от корневой шейки пошли в рост побеги. «Выбрал наиболее сильные, дал им отрасти на 15 — 20 см, пришпилил их к земле и присыпал торфоперегнойной массой (см. фото). Землю содержал влажной. К осени побеги выросли до метровой высоты. На следующий год весной укоротил их до 20 см. В течение второго лета на пеньке образовалось несколько побегов. Осенью отделил все укоренившиеся двулетки от маточного дерева, сформировал их, а весной (на третий год) высадил на постоянное место».
Горький опыт научил Федора Михайловича так своеобразно размножать растения. И в дальнейшем, использовав этот простой и доступный способ, садовод вырастил не один десяток саженцев, не требующих перепрививки, они уже не первый год плодоносят. Причем те, что выросли из почек штамба, имели обычный штамбик и крону, а те, что он получал, отогнув и пришпилив плодоносящую ветку, были кустовидной формы.
Пострадали сады и у некоторых сибиряков, пренебрегших стланцевой культурой. У многих жителей северных районов велик соблазн вести плодовые деревья неприземленными. Напрасно. А вот В. С. Балакин из поселка Октябрьский-1 Иркутской области сообщает нам, что в стелющейся форме он выращивает крупноплодные яблони. Плодоносят они каждый год. Все плоды хорошо созревают, и в течение девяти месяцев семья имеет свежие яблоки. Хранит он плоды до мая, уложенными в ящики, перекладывая каждый ряд бумагой или обертывая яблоки салфеткой. Температуру зимой в подполе поддерживает близкой к 0°.
Вот что рассказывает садовод об уходе за стланцевыми яблонями. После сбора урожая под каждую яблоню он вносит 40—50 кг перегноя, перекапывает приствольный круг и сразу же укрывает всю крону горбылем, в октябре проводит влагозарядковый полив. Весной, после схода снега, яблони раскрывает и подкармливает жидким куриным пометом (6 — 7 ведер помета, разведенного в 10 раз), рассыпает 50—60 г суперфосфата и 100 г золы на 1 м2. Удобрения заделывает вилами. «Поливаю перед цветением и после него, летом даю воду лишь в случае сухой погоды». Это в Сибири. А нужны ли стланцы в других северных районах? Ответить для себя на этот вопрос вам поможет статья А. Ослопова, заведующего Вологодским опорным пунктом Научно-исследовательского зонального института садоводства Нечерноземной полосы.
Коллективный сад «Метиз-металлург» № 1 (г. Магнитогорск), в котором находится участок М. И. Зильбермана, расположен в котловине. И лишь раз в 10 лет удается, по его словам, садоводам снимать урожай яблок. В остальное время яблони страдают от поздних весенних заморозков. Но Матвей Ицкович благодаря стланцевой форме выращивает плоды даже малозимостойких сортов. Крона яблонь в его саду приподнята над землей лишь на 25 см, поэтому они благополучно перезимовывают под снегом. Сложнее предохранить цветки от поздних заморозков. Пришлось самому сконструировать газовую грелку (рис. 1).
Н. И. Гайник из поселка Иршанска Житомирской области прислал нам большое письмо о том, как выращивает вишню. Весной для защиты от заморозков Николай Иванович не надеется на дымление: не всегда можно предугадать заморозки, да, даже зная о них, не всегда удается приехать на садовый участок — слишком далеко от места жительства, и помощь иногда оказывается несвоевременной. «Проделал в своем саду такой опыт. Приствольный круг вишен (на всю проекцию кроны) замульчировал на 10—15 см торфом, смешанным с навозом. Но к январю этот слой мульчи и грунт под ним на 10—15 см промерзают. Чтобы грунт не промерз дальше, на проекции кроны постоянно накапливаю снег (сантиметров 30—35), уплотняю его. И сверху снег покрываю древесными опилками на 10—15 см. На них тоже падает снег. Они становятся твердыми, не уносятся ветром. С наступлением весны верхний слой снега, тот, что на опилках, быстро тает, а под ними слой уплотненного снега остается неизменным. Главное, в замороженном состоянии остается мульчирующий слой и часть грунта с корнями. Несмотря на весеннее потепление, пробудимость цветковых почек задерживается до наступления устойчивой плюсовой температуры. Лишь 8 —12 мая (в зависимости от начала весны) с приствольного круга опилки снимаю, снег под ними тает за день-два, и дерево начинает «оживать». «Подопытные» вишни начинают цвести на 2 — 3 дня позже тех вишен, что не были укрыты, и вообще развитие их запаздывает на 10 —14 дней. Так капризные вишни уходят от повреждений цветков и завязей». Николай Иванович продолжает вести свои наблюдения.
Сад уфимского садовода А. А. Барбашова расположен в низине, в месте, абсолютно, казалось бы, непригодном для выращивания плодовых деревьев. И действительно, яблони подмерзали, выпревали, «ожигались» солнцем, а ослабевая от всего этого, сильно повреждались и болезнями, и вредителями.
«Меняли сорта, среднерусские на сибирские, сибирские на еще какие-то, а дело не шло,— пишет нам Алексей Алексеевич.— Посадишь яблони, а через три года они гибнут. Что делать? Кто в нашем коллективном саду стал деревья целиком укрывать, кто ежегодно деревянные каркасы над ними делал и укрывал их камышом, кто ветки просто пригибал, но лишь они-то и оставались живы, а верхние замерзали. Выращивали яблони на холмиках, но тоже безрезультатно. Наконец, агроном посоветовал нам сажать деревья так, чтобы корневая шейка саженца была заглублена сантиметров на 15, а в другом варианте на 7. Последовал я его совету и стал ждать, какая же из яблонь раньше погибнет».
Уже через два года после посадки садовод не выдержал и раскопал землю, чтобы посмотреть, что же стало. И что он увидел? На стволе, выше места прививки, выросли молодые корешки. Прошло много лет. Все яблони сохранились, правда, растут они в кустовой форме. За это время были случаи повреждения деревьев грызунами, подпревания. Повреждались и штамб, и ветви, даже до уровня почвы, но и в этом случае снова «вырастал культурный сорт, а не дичок». А значит, как подумал садовод, и размножать растения можно, укореняя любую низкорасположенную ветку. «То же, между прочим, я проделал и с вишней, и со сливой (сорт Искра)». Алексей Алексеевич предлагает садоводам, чьи участки расположены в низких местах, попробовать способ заглубленной посадки и советует стараться формировать деревья со штамбом как можно меньшей высоты.
Перед весенней страдой нелишне напомнить: будьте осторожны при защите растений от вредителей и болезней химикатами. Применяйте лишь те из них, которые разрешены для продажи населению, и по всем правилам техники безопасности. Думается, найдется немало желающих испытать народные средства и способы защиты растений, о которых мы будем рассказывать или уже рассказали раньше. С вашей помощью постараемся обобщить опыт. Собственно, наши читатели уже начали эту работу. Но сведения должны быть конкретными.
В. Ф. Бобрышев из г. Прохладный справедливо сетует на то, что, печатая в № 6 прошлого года статью «Микстура от тли» садовода-любителя Баймухаметова, мы не указали, сколько же трав он берет на ведро воды. У нас не было конкретных цифр — только набор растений. Сам Бобрышев подробно рассказал о том, как по совету стариков уже 20 лет защищает растения от тли. «Беру 1/8 часть ведра сухих листьев помидоров, 1/8 часть шелухи лука и чеснока, 1/8 — полыни, пачку махорки и два стручка горького перца. Все это заливаю водой и кипячу 15 — 20 мин, остужаю, процеживаю. Литр отвара беру на ведро воды и опрыскиваю раствором плодовые деревья, капусту, розы».
Садовод из г. Минеральные Воды Ставропольского края Надежда Ивановна Копань не представляет себе жизни без роз и других цветов. А вот от крыжовника уже хотела отказаться, хотя и ягоды у него очень крупные, потому что уже к сбору урожая делались они вялыми, листья становились мучнистыми. Обсыпала растения золой, все то же, а опрыскивать кусты боялась — у соседей пчелы, у крыжовника их тучи вьются. Вот и решила испробовать совет Сабановых. Ранней весной кипятила в чайнике воду и тут же обливала кусты сверху через друшлаг. И что же? Какая радость! Крыжовник на этот раз чистый, хороший, зернышки насквозь видны. Ягоды собрали, а кусты с листьями стоят все зеленые».
Об удачном использовании этого приема написала не только садовод из Ставропольского края. Процитировать подобные письма — значит, отказаться от разговора на другие темы: так их много. Поэтому поверьте на слово. Не упустите срока — пока не проснулись почки.
Николай Тарасович Будко из г. Желтые Воды Днепропетровской области просит нас поместить в журнале цветные изображения вредителей плодовых и ягодных растений, а многие читатели говорят о том, что и полезных насекомых хорошо бы увидеть на страницах журнала. Дело нужное. Спасибо за подсказку. Постараемся выполнить вашу просьбу.
Полезных насекомых действительно надо знать. Между прочим, сейчас запрещено применение всякого рода светоловушек из-за того, что погибает много врагов вредителей растений.
Читатели благодарят тех садоводов, которые поделились с ними своим опытом весеннего мульчирования приствольных кругов под кустами смородины. Будете ли вы рыхлить почву под кустами или станете укладывать под ними куски пленки, бумаги, для того чтобы зимующие в земле вредители не вышли наружу, так или иначе сделать это будет легче, если ветки приподняты. Раньше Валерий Пищов (он не указал своего отчества) из Куйбышева устраивал под каждым растением деревянный каркас, который крепил на четырех столбиках, но куст разрастался, и каркас приходилось то и дело менять, да и столбики подгнивали. «Сейчас я использую дуги из 3—4-мм алюминиевой или медной проволоки диаметром 0,8—1,0 мм (рис. 2).
Чаще всего 4 дуги под куст. При необходимости они легко вынимаются из земли и перестанавливаются».
А садовод Носков из г. Тара Омской области для подпор под кусты, стелющиеся яблони и черноплодную рябину использует старые, лопнувшие от мороза и уже проржавевшие трубы и отрезки их (рис. 3).
«Из этого прежде дефицитного, а ныне отслужившего свой век материала я изготовил и опоры для переносных при поливах шлангов. И теперь шлангами не ломаются посадки, не приминаются грядки. Во всех случаях использования таких труб применяю скобы, которые вставляю в торец трубы и закрепляю их деревянными пробками. Сами трубы диаметром 15—60 мм, а скобы 3—5 мм. Количество опор для шланга зависит от длины перехода его через грядки. Для трубы 8 м беру 3—4 опоры. Для кустов делаю четыре опоры. Их легко регулировать по высоте и периметру куста, легко разобрать на зиму и использовать для пригибания, положим, крыжовника и черноплодной рябины. Первые две поперечины из деревянных брусков вставляю в скобы, а вторые укладываю с внутренней стороны скоб на первые бруски. Отрезки труб использую и при строительстве теплицы. Устанавливаю ее на основу из труб, забитых в землю. Вместо пробок вдеваю в торцы труб концы брусьев. С внутренней стороны прикрепляю к ним дощечки, которые и утепляют теплицу и ограничивают рамы».
Противник химической обработки сада, В. К. Скрыжов для сбора жуков-долгоносиков на землянике сделал из 4-миллиметровой алюминиевой проволоки и марли сачок (рис. 4). «Мне не трудно,— пишет садовод из Ногинска Московской области,— пройти вдоль растений раз в день. Сведу секции в круг под кустом и встряхну его. Жучков уничтожаю».
Опять многие читатели жалуются на повреждение плодовых деревьев мышами. Наверное, вам поможет опыт Г. Ф. Знаменской из Горького, если не в этом, то в следующем году. Она рассказывала, как полиэтиленовые емкости от отбеливателя помогли ей защитить молодые деревца от грызунов. Отрезает донышко и горлышко, разрезает вдоль цилиндрик, обертывает им штамбик и края трубки соединяет 3—5 скрепками от пакетов с сахарным песком или ученических тетрадей.
Скоро Галина Федоровна снимет их со стволиков и, вложив один в другой, уберет до осени. В таких же цилиндриках она выращивает рассаду. Прежде чем разрезать их вдоль, отрезает колечко шириной 5 мм, потом надевает на цилиндрик и, таким образом, скрепляет его. Поддоном может служить либо отрезанное донышко, либо какой-нибудь поднос, общий для нескольких растений. Перед выемкой рассады она хорошо проливает землю, снимает колечко, раздвигает стенки — «в руках целехонький ком земли с корнями».
В таких стаканчиках удобно, например, выращивать рассаду земляники. Ее теперь нередко выращивают и в комнатных условиях. Кстати, по-прежнему редакционная почта по садовой землянике гораздо обширнее, чем по другим культурам. Однако она стала иной. Еще года три назад только изредка упоминалось о землянике ремонтантной. А теперь все больше и больше писем и статей именно о такой землянике. Поэтому в следующем номере мы поговорим о ней подробнее.
Но не подумайте, что всякая ремонтантная земляника в любом случае может дать урожай в доме. Садовод из Каунаса Р. Рудокас взял кустики ремонтантной земляники домой, заставил ими все подоконники. «Ну, думаю,— рассказывает он,— теперь всю зиму со свежими ягодами, а не получилось». В открытом же грунте у него растения вырастают более метра высотой и урожай немалый дают. Единственно, чем он недоволен, что растения не позволяют ему в течение четырех месяцев надолго отлучиться. Это следует из графика поступления урожая, который привычно для себя составил кандидат технических наук Р. Рудокас.
Опубликуем мы в этом году и статьи об актинидии. Просьб много. Кроме того, в необходимости этого убедила и экспедиция по четырем областям Нечерноземья, проведенная нами вместе с сотрудниками Московского отделения Всесоюзного института растениеводства. Желающих выращивать лимонник и актинидию много, а знаний и навыков подчас нет. Мы столкнулись со случаем, который может показаться анекдотичным: рязанский садовод убрал из своего сада актинидии лишь потому, что плоды остаются зелеными, а значит, по его мнению, не созревают.