Модерн появился в последние десятилетия XIX века в Западной Европе как противопоставление распространившейся тогда эклектике, и провозгласил “культ красоты”. Характерной чертой его было уникальное стилистическое единство: он затронул не только искусство и архитектуру, но и то, что сегодня принято называть “дизайн” (плакатная графика, одежда, оформление интерьера).
Примером может служить вилла Грюневерф, построенная в 1895г., где Анри ванн де Вельде спроектировал всё, даже вечернее платье хозяйки, в котором она должна была принимать гостей.
На формирование стиля модерн в интерьере оказывали влияние архитектура и искусство с одной стороны, и развитие промышленности – с другой.
Новые материалы и способы производства требовали воплощения в новой форме, потому характерным для такого интерьера стало то, что “конструкции его пластичны, а пластика конструктивна”. Из изобразительного искусства, для которого модерн представлял собой попытку противопоставить стремительно развивающейся машинной цивилизации природную красоту и гармонию, были привнесены мотивы фауны и флоры: стилизованные изображения лилий, ирисов, роз, цикламенов, лебедей, павлинов, саламандр были распространены в предметах интерьера, лепном декоре, рисунках тканей, использовавшихся для обивки мебели.
Самой популярной и узнаваемой формой стал “удар бича” – вычурная изогнутая линия. Стиль модерн вообще в большой степени основывается на красоте линии, этим определяется его динамизм, тяготение к асимметрии. В архитектурном проектировании это отразилось в свободной планировке: здание проектировалось “изнутри-наружу” (вводилось функциональное зонирование помещений, даже различной высоты полы) – иногда это приводило к очень необычным решениям, как, например, в интерьере дома в г.Лилль, разработанном Гектором Гимаром (там мебель, выполненная из цельного куска махагони, как бы “перетекает” на балкон).
В интерьере стиля модерн особое внимание уделяется фактуре и возможностям материала: стены в верхней части могли быть выполнены из крашеного шёлка, а в нижней иметь дубовый или керамический цоколь, в оформлении потолка тёмные деревянные балки сочетались с белыми кессонами, на полу паркетная доска-ёлочка или наборной узорчатый волнообразный рисунок, плюс ко всему этому декор – кованые лестницы, оконные и дверные флористические витражи.
В цветовой гамме преобладают пастельные и сложные тона (табачные, жемчужно-серые, серо-голубые, пышно-сиреневые, увядшей розы).
Следует отметить, что в рамках этого стиля существовало ещё одно, для современного человека редко ассоциирующееся с модерном, направление – более геометризированное (примером может служить мебель, спроектированная Чарльзом Ренни Макинтошем). Оно также основано на “любовании линией”, тщательной проработке и нюансировке формы. В любом своём проявлении модерн в интерьере отличается органичностью, “вписанностью” в среду.