В переводе с французского языка слово «комод» значит «удобный». Судя по названию, комод явился «мебельным откровением» для французов той далёкой эпохи. Их можно понять – долгое время место самой удобной мебелью был сундук, предшественник комодов.
Комод – изящный и практичный, как у вас, дорогие читатели, или же угловатый и заваленный всяким хламом – как у вашего покорного слуги — этот предмет мебели отыскать сегодня можно практически в каждом доме. В переводе с французского языка слово «комод» значит «удобный». Судя по названию, комод явился «мебельным откровением» для французов той далёкой эпохи. Впрочем, их можно понять – долгое время место самой удобной мебелью был сундук, от которого и «отпочковались» современные комоды.
К сундуку добавили опорные ножки, потом – увеличили размер. Затем примитивную откидную крышку заменили дверцы, а их — целые фасады. В XVII веке продукт сундучной эволюции представлял собой уже невысокий шкафчик с парой дверец и выдвигающимся ящичком. Тогда его ещё называли «креденцией». Креденция, это, можно сказать «прадедушка» всех современных комодов, расцвет которых пришёлся на эпоху французского рококо. В этот период из ссылки нежилых помещений, где «томились» тогдашние шкафы с бельём и одеждой, комоды совершают прорыв в «царство» парадных интерьеров. Изящество их лёгких форм, инкрустированных бронзой и перламутром, костью и позолотой, пленяет европейцев.
Эти предметы, да, что там – настоящие элитные памятники мебельного искусства становятся неотъемлемой частью интерьера гостиных и спален. В виде секретеров они пробираются в кабинеты, а обзаведясь зеркалом, проникают даже в будуары.
Шло время, изменялся стиль интерьеров, менялись и комоды. На смену рококо пришёл классицизм, а затем и ампир. Устаревшие памятники комодостроения уступили место своим более строгим и функциональным собратьям. Чётко очерченные формы, подчёркнутая геометричность тяготеющая к прямым углам, чистым линиям и фасадной закруглённости.
В нашей стране, уже прочно утвердившиеся в обиходе комоды подверглись «гонениям» после Октябрьского переворота. Апогея «антикомодная» кампания достигла в середине-конце 20-х годов, когда на этот скромный, но качественный и удобный атрибут многих квартир обрушился шквал критики в связи с тем, что в глазах некоторых ревнителей социалистической нравственности он являлся прямо-таки олицетворением, «алтарём» пресловутого мещанства.
Производство комодов всегда было эдаким священнодейством, чем-то походящим на изготовление памятников, поэтому изготовлением самых эксклюзивных изделий, как правило, занимались лучшие мастера. В итоге нередко получалось нечто гораздо большее, нежели простое сочетание цоколя/ножек, крышки, выдвижных частей и фурнитуры. Впрочем, даже самый скромный и непритязательный комод сочетает в себе два неоспоримых достоинства – компактность и функциональность. Кроме того, комод фактически чемпион по части полезного использования пространства – он гораздо меньше шкафа или шифоньера, однако благодаря выдвижным элементам и полезной поверхности крышки наиболее эффективно использует весь свой объём.
Современный комод нередко имеет повышенную функциональность и даже оснащён мультимедиа-системами. Впрочем, комодостроение отрасль консервативная, а посему многие до сих пор придерживаются классического взгляда на функции, отделку и материалы – клён, орех, вишню. Рынок современных комодов уже, хотя и разнообразней, а материалы для него куда изощрённее — от хрома, никеля и других металлов – до стекла, керамики, кожи и камня.
Формы и размеры, которые может приобретать комод, также широко варьируются, позволяя интегрировать его в практически любые интерьеры. Богатая история, универсальность и, главное – удобство комодов являются хорошим залогом успеха этой мебели и в будущем